Обязательные санитарно-эпидемиологические требования при организации ярморочной торговли, в том числе оказания услуг общественного питания на ярмарках регламентированы СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты: |
- реализация пищевой продукции должна осуществляться при наличии условий для ее хранения и реализации, установленных производителем продукции;
- реализация питьевой воды и напитков в розлив допускается при наличии одноразовой посуды либо потребительской упаковки;
- торговые палатки, киоски, торговые павильоны и другие сооружения должны быть обеспечены раковинами для мытья рук, с учетом подведения воды. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также невозможности использования централизованных систем водоснабжения работа торговых объектов допускается при условии организации нецентрализованного водоснабжения и водоотведения и (или) систем автономного водоснабжения и водоотведения При организации автономной системы холодного водоснабжения, не имеющей собственного источника водоснабжения, должны быть обеспечены доставка автотранспортом питьевой воды и оборудование устройств приема, хранения и расхода воды. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств (автоцистерн, бочек), перевозящих питьевую воду, а также емкостей для хранения и расхода воды, должна быть изготовлена из моющихся и нетоксичных материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией. Внутренняя поверхность автоцистерн, бочек и емкостей для хранения и расхода питьевой воды после использования моется и дезинфицируется. В нестационарных торговых объектах, реализующих непродовольственные товары и упакованную нескоропортящуюся пищевую продукцию, в которых отсутствуют раковины, могут использоваться кожные антисептики;
- нестационарные торговые объекты, при организации ярмарок, должны размещаться в местах, расположенных на расстоянии не более 100 м от туалета;
- передвижные средства, используемые при организации развозной и разносной торговли, по окончании рабочего дня должны подвергаться санитарной обработке;
- не допускается реализация на ярмарках скоропортящейся пищевой продукции при отсутствии холодильного оборудования;
- реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде;
- для организации отпуска горячих готовых кулинарных изделий должны использоваться изотермические или подогреваемые емкости, тележки, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов;
- при реализации пищевой продукции должны обеспечиваться: ежедневная уборка, наличие и использование инвентаря при отпуске пищевой продукции вразвес, контроль за соблюдением сроков годности пищевой продукции;
- оборотная тара после завершения работы должна ежедневно вывозиться с территории размещения нестационарного торгового объекта, хранение оборотной тары на прилегающей к объекту территории не допускается;
- продавец должен быть обеспечен санитарной одеждой и условиями для соблюдения правил личной гигиены;
- продавец должен иметь при себе и предъявлять для контроля должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, личную медицинскую книжку с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключением врача о допуске к работе, товаросопроводительные документы на реализуемую пищевую продукцию, обеспечивающие ее прослеживаемость.
Приготовление блюд на мангалах, жаровнях, решетках, котлах на улицах допускается при соблюдении следующего:
- полуфабрикаты должны изготавливаться в стационарных предприятиях общественного питания;
- имеется павильон (палатка, тент и прочее), подключенный к сетям водопровода и канализации, а также холодильное оборудование для хранения полуфабрикатов. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации, допускается использование нецентрализованных и (или) автономных систем питьевого водоснабжения и водоотведения, в том числе автономной системы канализации;
- имеются одноразовая посуда и столовые приборы;
- жарка осуществляется непосредственно перед реализацией;
- имеются условия для соблюдения работниками правил личной гигиены;
- мойка использованного инвентаря и тары осуществляется в стационарном предприятии общественного питания при отсутствии специально оборудованного места на улице.
Согласно ст. 469 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а покупатель обязан принять и оплатить этот товар. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода используется.
Качество реализуемых продуктов питания в организациях торговли может быть подтверждено путём предоставления продавцом (исполнителем) документов, подтверждающих соответствие данной продукции установленным требованиям (деклараций соответствия, свидетельств о государственной регистрации).
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (к ним относятся продовольственные товары), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за безопасность и качество реализуемой продукции в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Оборот немаркированной продукции, в отношении которой введена обязательная маркировка средствами идентификации (молочная продукция, упакованная вода, обувная продукция, товары легкой промышленности и пр.), в том числе при организации ярмарок, не допускается!
Код маркировки наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix. Код маркировки должен быть читаемый и находится в обороте на момент реализации товара. Средство идентификации наносится на товар, или на потребительскую упаковку, или этикетку, или ярлык методом, не допускающим отделения средства идентификации.
За оборот вышеуказанной немаркированной продукции и нарушение порядка ее маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность.